RU

Временное Положение о порядке рассмотрения вопросов об ответственности судей в Совете судей Кыргызской Республики

16 августа 2021

 


УТВЕРЖДЕНО


Решением Совета судей


Кыргызской Республики


от 13.08.2021г.


 


 


Временное Положение


о порядке рассмотрения вопросов об ответственности судей


в Совете судей Кыргызской Республики


 


1.Общие положения


 


1.1 Настоящее Временное Положение о порядке рассмотрения вопросов об ответственности судей в Совете судей Кыргызской Республики (далее – Положение) определяет порядок организации работы Совета судей Кыргызской Республики (далее – Совет судей) по рассмотрению жалоб и представлений, принятию решений о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, даче согласия на привлечение судей к уголовной и иной ответственности, налагаемой в судебном порядке, снятию дисциплинарного взыскания и взаимодействию с судебными органами.


1.2 Положение разработано в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Конституции Кыргызской Республики» от 5 мая 2021 года № 59, Конституцией Кыргызской Республики, конституционным Законом Кыргызской Республики «О Статусе судей Кыргызской Республики», Законом Кыргызской Республики «Об органах судейского самоуправления», Регламентом Совета судей Кыргызской Республики и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, регулирующими деятельность судов.


 


2.Порядок обращения в Совет судей с жалобой (представлением)


на действие (бездействия) судьи  Кыргызской Республики.


 


2.1 Физические и юридические лица обращаются в Совет судей на действие (бездействие) судьи с жалобой.


Государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица и председатели судов обращаются в Совет судей на действие (бездействие) судьи с представлением.


Генеральный прокурор Кыргызской Республики, государственные органы и их должностные лица, уполномоченные на составление протокола об иных правонарушениях, налагаемых в судебном порядке, обращаются в Совет судей для получения согласия на привлечение судьи к уголовной либо иной ответственности, налагаемой в судебном порядке, с представлением.


2.2 Жалобы (представления) подаются в письменной форме машинописным текстом  или посредством электронной почты, адрес которой  размещен на официальном сайте Совета судей.


2.3 Жалоба (представление) должны содержать:


1) фамилию, имя, отчество автора обращения, наименование юридического лица, государственного органа, органа местного самоуправления, их должностных лиц, их адреса, номер телефона и адрес электронной почты (при наличии);


2) фамилию судьи, в отношении которого подано обращение и наименование суда, в котором он работает;


3) дату и место совершения действий, описанных в обращении;


4) краткое описание обстоятельств дисциплинарного проступка (преступления, иного правонарушения, налагаемого в судебном порядке);


5) доводы и при наличии доказательства, свидетельствующие о совершении судьей дисциплинарного проступка (преступления, иного правонарушения, налагаемого в судебном порядке);


6) дату и подпись автора обращения;  жалоба (представление), поданное посредством электронной почты, должны иметь электронную цифровую подпись.


2.4 Регистрацию жалоб (представлений), их учет, хранение материалов по ним осуществляет секретариат Совета судей (далее – Секретариат), который обязан ежедневно осуществлять проверку электронной почты на предмет наличия электронного письма.


2.5 Секретариат осуществляет прием жалоб (представлений) и их регистрацию непосредственно после поступления.


Жалобы и представления регистрируются в журнале регистрации путем присвоения регистрационного номера и даты. Секретариат может дополнительно вести электронный журнал регистрации с поисковой системой.


 



  1. Порядок предварительного рассмотрения жалоб и представлений


 


3.1 Предварительное рассмотрение жалобы (представления) осуществляется Дисциплинарной комиссией Совета судей (далее – Комиссия). Председатель Совета судей вправе привлекать для предварительного рассмотрения жалоб (представлений) членов других комиссий Совета судей.


3.2 Жалобы (представления) после регистрации передаются Секретариатом на распределение председателю Совета судей, который в течение 3-х рабочих дней со дня передачи жалобы (представления) определяет члена Комиссии или Совета судей (далее- члена Совета судей), ответственного за проведение предварительного рассмотрения жалобы (представления). Жалобы (представления) распределяются с учетом объема работы каждого члена  Совета судей.


3.3 Жалобы (представления) с резолюцией председателя Совета судей передаются Секретариатом члену Совета судей для проведения предварительного рассмотрения, о чем делается отметка в журнале регистрации.


В журнале регистрации производится отметка также о передаче жалобы (представления) для проведения служебного расследования, назначенной дате рассмотрения жалобы (представления) на заседании Совета судей и принятом решении.


3.4 Член Совета  судей обязан немедленно заявить самоотвод, если он является близким родственником автора жалобы (представления) или судьи, в отношении которого проводится служебное расследование.


Заявление о самоотводе подается в письменном виде председателю Совета судей непосредственно при получении жалобы (предоставления) или при установлении обстоятельств для самоотвода. В этом случае председатель передает жалобу(представление) другому члену Совета судей.


Отведенный член Совета судей не участвует в заседании по данной жалобе.


3.5 Член Совета судей, ответственный за проведение предварительного рассмотрения, в течение 10-ти рабочих дней со дня поступления к нему жалобы (представления) проводит проверку по вопросу, подлежит ли жалоба рассмотрению.


3.6 Комиссия возвращает жалобу (представление) без рассмотрения по существу в случаях:


1) не соответствия требованиям, предусмотренным в пункте 2.3 настоящего Положения;


2) отзыва жалобы (представления);


3) если обжалуется судебный акт;


4) если содержащиеся требования не относятся к компетенции Совета судей;


5) в случаях повторного обращения, в котором не приводится новых доводов;


6) если жалоба (представление) изложена в нечитабельном виде;


7) если со дня совершения обжалуемого действия (бездействия) судьи прошло более одного года.


Возврат жалобы (представления) по основаниям, предусмотренным в подпунктах 1, 6 настоящего пункта, не препятствует повторному обращению после устранения недостатков, послуживших для возвращения жалобы (представления).


При возврате по основаниям, предусмотренным в пунктах 2-5, 7 настоящего пункта, повторное обращение не допускается, такое  обращение не подлежит рассмотрению.


В случае, если жалоба (представление) помимо случаев 3-5 содержит доводы, относящиеся к рассмотрению Советом судей, то жалоба (представление) рассматриваются только в этой части.


Жалобы, в которых содержатся угрозы жизни, здоровью и имуществу судьи, членам его семьи, а также сведения о готовящемся или совершенном противоправном деянии, не рассматриваются Советом судей и направляются в соответствующие государственные органы.


3.7 При наличии оснований для возврата жалобы, член Совета судей готовит проект заключения Комиссии о возврате жалобы (представления) и выносит на обсуждение Комиссии. При этом, на заседании Комиссии с правом голоса вправе принимать участие проводивший предварительное рассмотрение член Совета судей, не являющийся членом Комиссии. Утвержденное Комиссией заключение направляется на рассмотрение Совета судей.


3.8  В случае утверждения заключения о возврате жалобы (представления) Советом судей, член Совета судей, проводивший предварительное рассмотрение, готовит и вносит на подпись председателю Совета судей проект мотивированного письма о возврате. Мотивированное письмо о возврате жалобы (представления) направляется автору не позднее 3-х рабочих дней со дня утверждения  заключения Комиссией.


3.9 В случае возврата жалобы (представления) формируется материал о возврате, который состоит из копии жалобы (представления), заключения о возврате, утвержденное Комиссией, копии ответа автору жалобы (представления) и сведений об отправке ответа а втору обращения.


Решение о возврате жалобы может быть обжаловано в Совет судей в течение 10 календарных дней с момента получения ответа.


3.10 В случае отклонения заключения о возврате жалобы (представления) Комиссией или Советом судей, а также при отсутствии оснований для возврата, жалоба (представление) рассматривается в установленном настоящим Положением порядке.


 


4.Порядок проведения служебного расследования


 


4.1 Член Совета судей, ответственный за проведение служебного расследования:


— изучает доводы, изложенные в жалобе (представлении);


— изучает материалы, приложенные к жалобе (представлению);


-запрашивает объяснение от судьи об обстоятельствах, указанных в жалобе (представлении);


— запрашивает копии необходимых документов, в том числе из судебных дел;


— осуществляет сбор полной информации о причинах и обстоятельствах, послуживших основанием для подачи жалобы (представления);


— запрашивает иную необходимую информацию у председателя суда, где работает судья, а также  от других государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц;


— запрашивает копии документов, удостоверяющих личность автора жалобы или представления, и полномочия представителя;


— при необходимости истребует у лица, подавшего жалобу, письменные и устные объяснения, а также другие дополнительные доказательства в связи с обстоятельствами, приведенными в жалобе;


— при необходимости приглашает и опрашивает свидетелей.


Собранные по итогам служебного расследования материалы формируются в дисциплинарное дело.


4.2 Служебное расследование проводится в течение 30-ти календарных дней со дня поступления жалобы (представления). Указанный срок может быть продлен решением  Совета судей.


Установленный срок не включает в себя период, в течение которого судья, в отношении которого поступило обращение, отсутствовал по уважительной причине. В этом случае сроки расследования приостанавливаются и возобновляются со дня, когда обстоятельства приостановления отпали.


4.3 По итогам проведения работы, указанной в пункте 4.2 настоящего Положения, член Совета судей в течение 5-ти рабочих дней составляет справку о наличии или отсутствии состава дисциплинарного проступка (преступления, иного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность, налагаемая в судебном порядке) в действиях (бездействиях) судьи.


4.4 Председатель Совета судей  определяет дату заседания по рассмотрению жалобы (представления). Жалоба (представление) подлежит рассмотрению  не позднее 30-ти календарных дней, но не раньше 10-ти календарных дней со дня завершения служебного расследования.


 


 



  1. Порядок рассмотрения Советом судей жалобы (представления)


 по итогам служебного расследования и принятия по ним решения


 


5.1 Жалоба (представление) рассматривается Советом судей на открытом заседании, за исключением случаев, когда судья ходатайствует о рассмотрении жалобы (представления) в закрытом заседании.


Аудио- видео — запись заседания может вестись только с разрешения Совета судей.


5.2 Рассмотрение жалобы (представления) начинается с представления справки и доклада материалов служебного расследования членом Совета судей, проводившим служебное расследование.


5.3 Совет судей заслушивает доклад члена Совета судей, изучает справку и  представленные материалы, задает  вопросы члену Совета судей, проводившему служебное расследование, судье, в отношении которого проводилась проверка, автору жалобы (представления) и другим лицам, участвующим на заседании Совета судей.


5.4 Судья и автор жалобы (представления) вправе выступить на заседании Совета судей. В этом случае Совет судей заслушивает  их по отдельности друг от друга.


5.5 По итогам обсуждения Совет судей удаляется в совещательную комнату для принятия решения по жалобе (представлению).


По каждой жалобе (представлению) принимается отдельное решение, за исключением случаев объединения в одно производство нескольких жалоб или представлений.


По итогам рассмотрения жалобы (представления) Советом судей решение принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании. При равенстве голосов, голос председателя Совета судей является решающим. Решение Совета судей принимается в совещательной комнате.


5.6 Председатель Совета судей оглашает резолютивную часть решения.


Полный текст решения составляется  в течение 10 рабочих дней членом Совета судей, проводившим служебное расследование.


5.7 Член Совета судей, имеющий особое мнение относительно принятого решения, излагает его в письменной форме с указанием мотивов.


О наличии особого мнения оглашается  вместе с оглашением резолютивной части решения Совета судей. Мотивировочная часть особого мнения составляется членом Совета судей в течение 10-ти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения и приобщается к решению.


5.8 Решение подписывается  членами Совета судей, участвовавшими при рассмотрении жалобы (представления). При этом член Совета судей, имеющий особое мнение, обязан подписать принятое решение Совета судей.


5.9 В решении Совета судей указываются:


1) председательствующий и члены  Совета судей, участвовавшие в рассмотрении жалобу (представление);


2) дата рассмотрения жалобы (представления);


3) фамилия, имя и должность судьи, в отношении которого подана жалоба (представление);


4) содержание обращения и объяснения судьи;


5) обстоятельства, установленные служебным расследованием;


6) основание принятого решения;


7) вывод об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении обращения о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности;


8) вид дисциплинарного взыскания, налагаемого на судью, в случае привлечения к дисциплинарной ответственности;


9) вывод о даче согласия либо об отказе в даче согласия на привлечение судьи к уголовной или иной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и на временное отстранение судьи от должности;


10) порядок обжалования решения, в случае, если оно подлежит обжалованию.


5.10 Копии решения направляются  автору обращения, судье, в отношении которого  подано обращение,  в Судебный департамент при Верховном суде Кыргызской Республики для приобщения к личному делу судьи.


5.11  К дисциплинарному производству приобщаются протокол заседания, решение Совета судей и сведения о направлении копии решения автору жалобы (представления),


Дисциплинарное дело должно быть пронумеровано, прошнуровано, к нему составляется  опись документов, которая подписывается членом Совета, проводившего служебное расследование,  и скрепляется печатью.


Член Совета судей, проводивший служебное расследование, несет ответственность за полноту и достоверность  формирования дисциплинарного дела и передаче его в Секретариат.


 



  1. Виды решений, принимаемые Советом судей


 


6.1 По итогам рассмотрения жалобы (представления) Совет судей принимает следующие виды решений:


— об удовлетворении  жалобы (представления) и наложении  на судью дисциплинарного взыскания;


— об  отказе в удовлетворении жалобы (представления) в привлечении судьи к дисциплинарной ответственности;


— о даче согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке и одновременно о даче согласия на временное отстранение судьи от должности;


— об отказе в даче согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, либо отказать в даче такого согласия;


— о  передаче дисциплинарного материала Генеральному прокурору Кыргызской Республики в случае обнаружения в действиях судьи признаков преступления.


6.2. Совет судей после провозглашения решения может исправить по своей инициативе допущенные в нем описки и технические ошибки. Такие исправления допускаются только на заседании Совета судей, которое  может проводиться без участия сторон и их представителей. О внесенных исправлениях выносится решение Совета судей.


6.3. Решение Совета судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности в виде досрочного освобождения от занимаемой должности может быть обжаловано в суд, в порядке, предусмотренном Административно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики.


Остальные решения Совета судей являются окончательными и обжалованию не подлежат.


 



  1. Представление Совета судей в судах


по вопросам обжалования решений Совета судей


 


7.1 В случае обжалования решения Совета судей председатель Совета судей определяет представителя Совета судей в суде из числа членов Совета судей либо сотрудников Секретариата и обеспечивает его участие в судебном заседании.


7.2 Обжалование судебных актов представителем Совета судей производится по согласованию с Советом судей.


 



  1. Порядок рассмотрения обращения


о снятии с судьи дисциплинарного взыскания


 


8.1 С обращением о снятии дисциплинарного взыскания в Совет судей могут обратиться судья, имеющий дисциплинарное взыскание, председателя суда, в котором работает данный судья.


Обращение должно содержать  обоснование  возможности  досрочного снятия дисциплинарного взыскания с судьи с приложением соответствующих документов (при их наличии).


8.2 Обращение рассматривается Комиссией и составляется заключение, которое передается в Совет судей для рассмотрения на заседании.


Обращение  рассматривается на заседании Совета судей не позднее 30-ти рабочих дней со дня поступления обращения.


8.3 Копии решения о досрочном снятии дисциплинарного взыскания направляется в течение 5-ти рабочих дней судье,   в суд по месту работы судьи, Судебный департамент при Верховном суде Кыргызской Республики для приобщения к личному делу судьи.


 



  1. Особенности заседаний Совета судей


по вопросам дисциплинарной ответственности судей


 


9.1 Председатель Совета судей созывает заседание Совета судей с учетом сроков рассмотрения жалоб (представлений), установленных  в настоящем Положении.


9.2 Председатель Совета судей определяет вопросы, выносимые для рассмотрения на заседании Совета судей,  время и место  заседания, форму заседания (он-лайн или оф-лайн).


По поручению председателя Совета судей Секретариат формирует проект повестки дня,  готовит материалы для проведения заседания, по согласованию с  председателем Совета судей направляет их членам Совета судей с извещением о предстоящем заседании.


9.3  Секретариат в срок не позднее 10 календарных дней до заседания Совета судей извещает о времени и месте  заседания  судью, в отношении которого подана жалоба (представление) и автора жалобы (представления).


Извещение производится путем передачи телефонограммы по номеру телефона, указанному в жалобе (представлении), в случае отсутствия такового — по почте.


9.4 Судья, в отношении которого подана жалоба (представление) и автор жалобы (представления)  имеют право:


— знакомиться с материалами служебного расследования, представить дополнительные документы и пояснения.


— участвовать в заседании Совета судей или просить рассмотреть материалы без их участия.


9.5 Заседание считается правомочным при участии не менее двух третей состава Совета судей.


9.6 Уважительными причинами отсутствия члена Совета судей являются:


— временная нетрудоспособность;


— отсутствие по семейным обстоятельствам;


— нахождение в командировке, трудовом отпуске, а также участие по письменному приглашению в государственных церемониях и официальных приемах.


При наличии уважительной причины член Совета судей обязан не позднее, чем за 5 календарных дней уведомить председателя Совета судей с предоставлением  подтверждающего документа.


9.7 На заседании Совета судей может быть объявлен перерыв или оно может быть отложено в следующих случаях:


— отсутствия необходимого кворума;


— нарушения общественного порядка в ходе проведения заседания;


— поступления от судьи или автора жалобы (представления) ходатайства об отложении заседания при наличии уважительных причин невозможности явки с приложением документов, подтверждающих эти причины;


— если Совет судей признает необходимым заслушать неявившихся судью или автора жалобы (представления).


Решение об объявлении перерыва или отложении заседания принимаются председателем Совета судей.


9.8 Неявка по неуважительными причинам автора обращения жалобы (представления) или судьи, в отношении которого подано обращение, не препятствует рассмотрению обращения.


9.9 Заседание Совета судей ведет председатель Совета судей, а в случае его отсутствия — заместитель председателя, которые являются председательствующими заседания. Председательствующий заседания Совета судей:


— открывает заседание и проверяет наличие кворума, выясняет причины неявки отсутствующих членов Совета судей,


— объявляет повестку дня, докладчиков и список лиц, приглашенных на заседание,


— объявляет проведение заседания в открытом или закрытом порядке,


— обеспечивает  порядок в зале заседания,


— предоставляет  слово для доклада по жалобе,


— объявляет об удалении в совещательную комнату,


— организует  голосование,


— оглашает резолютивную часть решения,


— подписывает  протокол заседания.


9.10 На заседании Совета судей ведется протокол заседания. В протоколе указываются:


-председательствующий и присутствующие члены Совета судей;


-дата и место заседания,


— сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении обращения,


-ходатайства и результаты их рассмотрения,


— пояснения лиц, участвующих в заседании,


— сведения о принятом решении.


Протокол заседания Совета судей подписывают председательствующий и секретарь заседания.


9.11 Председатель Совета судей в случае нарушения выступающим норм этики вправе делать ему замечания, а в случае грубого нарушения порядка — удалить  из зала нарушителя.


9.12 При рассмотрении жалобы (представления) не допускается разглашение сведений, содержащихся в ней или нем, а также сведений, касающихся частной жизни судьи либо автора жалобы (представления). Не является разглашением сведений направление письменного обращения или запроса в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, предоставление запрашиваемой информации. Член Совета судей не вправе разглашать сведения, озвученные в совещательной комнате, результаты голосования, а также сообщать любым другим лицам о мнениях и высказываниях членов Совета судей, кроме особого мнения.


9.13 Зал заседания Совета судей является официальным местом проведения заседаний, в котором присутствующие соблюдают дисциплину и этику.


9.14 Секретарит на постоянной основе систематизирует  информацию о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, снятии дисциплинарных взысканий, публикует сведения  на официальном сайте Совета судей.


 



  1. Заключительные положения


 


10.1 Настоящие Временное Положение вступает в силу с момента его утверждения Советом судей и действует до приведения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность судебной системы в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики от 05.05.2021года.


10.2 Решение об утверждении настоящего Положения, признании его утратившим силу, а также о внесении в него изменений и дополнений принимается на заседании Совета судей.


10.3 Требования настоящего Положения распространяются на жалобы (представления), поступившие до его принятия.


10.4 Настоящее Положение подлежит опубликованию на официальном сайте Совета судей и вступает в силу с момента опубликования.


 


Председатель Совета судей Кыргызской Республики Садырова Чинара Идрисовна

Уважаемые посетители и друзья!

Добро пожаловать на официальный сайт Совета судей Кыргызской Республики.

Календарь

Идет загрузка...